«Родители
– первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его
личности огромна». Мы часто сетуем на то, что родителям
безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются
жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это
мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в
детских садах не только детям, но и их родителям.
Родитель - это
"заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет,
чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были
созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя
— в среднем от 15 и более. И это тоже нужно учитывать, потому что количество
персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству
детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные
условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.
Упражнение
«Яблоко и червячок» Сядьте поудобнее, закройте глаза и
представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко,
которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг
откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду
есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Поговорим с вами об отношениях в системе «воспитатель - родитель».
Для начала выделим основные типы родителей, по
отношению к детскому саду:
- Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и поэтому
перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите
за ребенком, это ваша работа».
- Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель убедить
всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в том случае, когда
специалисты (логопед, воспитатель, медицинский работник) советуют обратиться по
поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей
характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и
должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и
обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза, поставленного
их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас
нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить
с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в
необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.
- Агрессивно недовольные – родители, постоянно критикующие действия
воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих
инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с
работниками детского сада. Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их
детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.
-Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным,
особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном
процессе. Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не
выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист
недостаточно авторитетен. Снобизм родителей может быть нейтрализован созданием
официальной обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего
рекомендации, более очевидны.
За всеми этими типами
поведения скрывается уязвимость взрослых, нередко холодность по отношению к
детям, непонимание их проблем, растерянность, боязнь показать истинные чувства,
разрушить стереотип своего поведения. К сожалению, от этого в первую очередь
страдают дети, не имеющие возможности получить адекватную помощь педагогов и
специалистов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения к их
проблемам.
Со стороны педагогов сегодня также встречается
не совсем правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий
семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг, навешивание
ярлыков («Яблоко от яблони…», «У таких родителей такой ребенок, ничего
удивительного!») – все это позволяет говорить о разных типах поведения
воспитателей.
Воспитатель родителей
– считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснить, так как они
менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день.
Такие воспитатели обычно не учитывают особенности семьи конкретного ребенка,
считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно, этот стиль
отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых
специалистов.
Закрытые воспитатели
стараются не привлекать внимание к своей работе, не любят делиться своими
профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег,
родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они
сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют себя только
среди детей. С родителями не всегда делятся информацией об их детях.
Интеллектуалы – воспитатели,
которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают
эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют больше
внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.
Ранимые – неуверенные
в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова,
взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать,
заставить ребенка что- то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы
претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются
быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.
Воспитатели - педанты требуют четкого
выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное
проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В
результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и
подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую
получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и
поведения ребенка. Согласитесь все типы, будь то психотип воспитателя или
родителя очень узнаваемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий